Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психологическая наука и образование» | Free Access Journal
Первая полоса журнала ЭЛЕКТРОННЫЙ журнал — Психологическая наука и образование Directory of open access journals ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru
   
Все рубрики журнала

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Психология развития

Влияние стиля детско-родительских отношений на возникновение страхов у детей

Авдеева Н.Н., Кочетова Ю.А.

Библиографическая ссылка на публикацию

В статье представлены результаты эмпирического исследования влияния стиля детско-родительских отношений на возникновение страхов у детей. Установлено, что возникновению страхов у дошкольников способствуют следующие параметры детско-родительских отношений: отсутствие эмоциональной близости родителя с ребенком, непринятие (отвержение) ребенка родителем, а также высокий уровень тревожности в детско-родительских отношениях. Определены ведущие типы детско-родительских отношений в возникновении страхов у младших школьников: повышенный уровень требований родителя по отношению к ребенку, сверхвысокий уровень контроля со стороны родителя, отсутствие эмоциональной близости родителя с ребенком, а также высокий уровень тревожности в детско-родительских отношениях. Представлены также материалы, отражающие особенности эмоциональной сферы детей, связанные с наличием страхов. Было выявлено, что наиболее часто встречающими страхами в дошкольном возрасте являются страх смерти, страх сказочных персонажей, страх психологического одиночества, страхи нападения и страх войны. Выделен ранее не упоминаемый при исследовании детей дошкольного возраста страх – страх терроризма. Ведущие страхи в младшем школьном возрасте: страх не соответствовать требования родителей, страх наказания/порицания родителей, страх нападения и войны, страх психологического одиночества, страх магических существ, страх смерти родителей и страх смерти. Выделенные факторы семейного воспитания позволяют наметить основные линии коррекционной работы в области детско-родительских отношений, в целях профилактики и снижения уровня страхов у детей, сохранения их психического здоровья и эмоционального благополучия.

Ключевые слова: страх, тревожность, стиль родительского поведения, детско-родительские отношения, дошкольный возраст, младший школьный возраст

Литература

  1. Авдеева Н. Н., Хаймовская Н. А. Развитие образа себя и привязанностей у детей от рождения до трех лет в семье и доме ребенка. М., 2003.

  2. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. М., 2004.

  3. Гарбузов В. И. Нервные дети: советы врача. СПб., 1990.

  4. Дубровина И. В. (ред.) Практическая психология образования. СПб., 2004.

  5. Захаров А. И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб., 2004.

  6. Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. СПб., 1996.

  7. Карабанова О. А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования. М., 2006.

  8. Карандашев В. Н., Лебедева М. С., Спилбергер Ч. Изучение оценочной тревожности.  СПб., 2004.

  9. Ковалев С. В. Психология современной семьи. М., 1988.

  10. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика. М., 2000.

  11. Психологические тесты. / Под ред. А. А. Карелина. М., 2003.

  12. Ролло М. Смысл тревоги. М., 2001…

  13. Спиваковская А. Психотерапия: игра, детство, семья. М., 2000.

  14. Цукерман Г. А. Виды общения в обучении. М., 1993.

  15. www.portal-slovo.ru.

Издатель — Московский городской психолого-педогогический университет
© 2006–2013 Электронный журнал «Психологическая наука и образование», ISSN-online: 2074-5885
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-55668 от 09.10.2013
Издатель – Московский городской психолого-педагогический университет

Создание сайта:
Студия Fractalla Design
Разработано на CMS DJEM ®
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика