Главная | Редакция журнала | English version Электронный журнал «Психологическая наука и образование» | Free Access Journal
Первая полоса журнала ЭЛЕКТРОННЫЙ журнал — Психологическая наука и образование
Directory of open access journals ВАК Научная электронная библиотека elibrary.ru
   

Рубрики журнала

Все рубрики журнала

Подписка на анонсы выпусков

RSS — что это такое?
Психология развития

Субъективное благополучие подростков и психологическая безопасность образовательной среды

Елисеева О.А.

Библиографическая ссылка на публикацию

В работе рассматривается проблема психологической безопасности образовательной среды как условия, обеспечивающего субъективное благополучие подростков. В основу исследования легло предположение о том, что уровень психологической безопасности образовательной среды может оказывать влияние на субъективное благополучие и его структурные компоненты. В эмпирической части исследования приняли участие 127 педагогов и 192 учащихся подросткового возраста пяти общеобразовательных учреждений. Для изучения уровня психологической безопасности образовательной среды была использована методика «Психологическая безопасность образовательной среды школы» И.А. Баевой, для исследования особенностей субъективного благополучия подростков использовались «Шкала субъективного благополучия» в адаптации М.В. Соколовой и «Опросник структуры субъектности» Е.Н. Волковой и И.А. Серегиной. Выявлено, что образовательная среда с низким уровнем психологической безопасности может отрицательно влиять на некоторые составляющие субъективного благополучия подростков, такие, как активность, эмоциональное равновесие, удовлетворенность различными сферами жизни, принятие себя и других.

Ключевые слова: психологическая безопасность, подростковый возраст, субъективное благополучие, образовательная среда, активность субъекта.

Литература

  1. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании. СПб., 2002.
  2. Капрара Дж. Психология личности. СПб., 2003.
  3. Куликов Л.В. Психогигиена личности. Вопросы психологической устойчивости и психопрофилактики. СПБ., 2004.
  4. Рубцов В.В., Баева И.А. Психологическая безопасность образовательной среды как условие психосоциального благополучия школьника // Безопасность образовательной среды: Сб. статей / Отв. ред. и сост. Г.М. Коджаспирова.  М., 2008.  
  5. Савельева О.С. Субъективное благополучие как проблема социальной психологии личности // Материалы межрегиональной заочной научно-практической конференции «Актуальные проблемы психологии личности». Новосибирск, 2009. 
  6. Шамионов Р.М. Субъективное благополучие личности: этнопсихологический аспект // Проблемы социальной психологии личности/  Саратовский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского. Саратов, 2008.  
  7. Bradburn N. The Structure of Psychological Well-Being. Chicago, 1969.
  8. Diener E., Diener M., Diener C. Factors Predicting the Subjective Well-being of Nations // J. of Personality and Social Psychology. 1995. V. 69.
  9. Morrow V, Mayall B. What is Wrong with Children's Well-being in the UK? Questions of Meaning and Measurement// Journal of Social Welfare & Family Law [serial online]. 2009. September. №31(3).
  10. Ryff C, Singer B. Know Thyself and Become What You Are: A Eudaimonic Approach to Psychological Well-Being// Journal of Happiness Studies [serial online]. 2008. March. №9(1).
  11. Shek D. After-school Time and Perceived Parental Control Processes, Parent-adolescent Relational Qualities, and Psychological Well-being in Chinese Adolescents in Hong Kong// Family Therapy [serial online]. 2007. № 34(2).

Выпуски журнала

Издатель — Московский городской психолого-педогогический университет
© 2006–2014 Электронный журнал «Психологическая наука и образование», ISSN-online: 2074-5885
Свидетельство регистрации ЭНИ № 331 от 20.10.2009
Свидетельство регистрации СМИ: Эл № ФС77-55668 от 09.10.2013
Издатель – Московский городской психолого-педагогический университет

Создание сайта:
Студия Fractalla Design
Разработано на CMS DJEM®
Яндекс цитирования Яндекс.Метрика